- Большую машину после повышения ставок утильсбора я уже не потяну, а эта хоть и маленькая, зато не в кредит!
Фото: Евгения ГУСЕВА. Перейти в Фотобанк КП
Паниковать, бегать кругами и громко звать маму в России начали уже в июле. Тогда Минпромторг впервые объявил о предстоящем повышении тарифов утильсбора. Правда, оставалась надежда, что Госдума проект завернет, но чуда не случилось - и в середине сентября ставки утвердили окончательно.
Рост сам по себе - дело обычное, но тут он сразу значительный. Например, на автомобили с двигателем 1 - 2 л (самый массовый сегмент рынка) тариф повысится разом на 256 тысяч рублей. А с Нового года - дополнительно еще на 111 тысяч (итого - 367 тысяч за 3 месяца!). И так вплоть до 2030-го (подробнее - см. таблицу).
Было-станет
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН. Перейти в Фотобанк КП
Все это, конечно, отразится на стоимости автомобилей. Которая и так растет как на дрожжах.
Эффект получился мгновенным. Только в августе продажи выросли на 9% по отношению к июлю и на 35% - в сравнении с августом прошлого года. Но в автосалоны покупателей гонит не переизбыток личных средств на счетах, а страх перед предстоящим повышением утильсбора и, следовательно, цен на машины.
Итоги сентября пока неизвестны, но нам снова обещают рекорды. Так что за страшный зверь такой - утильсбор? Зачем он нужен и почему государство столь резко повышает тарифы?
Само понятие «утилизационный сбор» появилось в 2009 году, но тогда это была «совершенно другая история». В России задумались о проблеме утилизации старых, негодных к эксплуатации машин.
- Владельцам предлагалось сдать свое «ржавое ведро», заплатив 3 - 5 тысяч рублей за последующую утилизацию. Но взамен получить скидку уже 50 тысяч на покупку нового автомобиля, - вспоминает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Правда, купить можно было машину только российского производства. Таким образом мы и от негодного старья избавлялись, очищая дворы и парковки, и стимулировали рынок.
В 2010 - 2011 годах программа пользовалась спросом и обошлась бюджету страны в 15 млрд рублей. После чего, как говорится, лавочку прикрыли.
- А в 2012-м Россия вступила в ВТО, - продолжает исторический ликбез Антон Шапарин. - И по условиям членства в организации мы были обязаны снизить пошлины на ряд важных товаров, в том числе на машины. Что означало падение таможенных сборов - довольно чувствительное. И чтобы это как-то скомпенсировать, придумали новый финансовый инструмент. Который также окрестили утильсбором. Хотя ничего общего с предыдущим он, кроме названия, уже не имел.
В пояснительной записке к новому закону говорилось: «Доходы от утилизационных сборов зачисляются в федеральный бюджет и идут на компенсацию затрат, возникающих в результате утилизации автотранспортных средств». Мол, рано или поздно все новые машины превратятся в хлам, а их разборка, переработка требуют денег… Вот и заложим в цену автомобиля расходы на последующую утилизацию. Базовые ставки утильсбора составили 20 тысяч рублей для легковушек и 150 тысяч - для грузовых машин. Что забавно - с тех пор они не меняются. Меняются лишь добавочные коэффициенты, которые зависят от типа и объема двигателя, а также возраста машины. И именно с учетом этих надбавок формируется итоговый тариф.
Был, правда, нюанс - первоначально утильсбором облагались исключительно автомобили, ввозимые из-за пределов Таможенного союза. На что у западных партнеров возник резонный вопрос: если машина собрана в России или, например, в Белоруссии, ее утилизировать не надо? В июле 2013 года Евросоюз подал против России иск по поводу дискриминации своих производителей и нарушения правил членства в ВТО. К которому присоединился ряд стран, включая США, Китай, Японию и Корею. Деваться было некуда, так что уже в октябре того же года требование об уплате утилизационного сбора распространили на всех.
Но одновременно с этим ввели госсубсидии для отечественных предприятий. Которые, по сути, утильсбор компенсировали. Изначально - практически полностью. Однако постепенно размер компенсации стал зависеть от нового термина, который прочно закрепился в нашем автомобильном лексиконе: «локализация». И чем она выше - тем больше денег возвращает государство (подробнее - см. «Вопрос -ребром»).
Сейчас уже никто не скрывает, что непосредственно к утилизации утильсбор отношения не имеет. Да и не стоит эта процедура тех денег, которые за нее требуют. Мотивация нынче другая.
- Из официального ответа Минпромторга на запрос Национального автомобильного союза о целях и обосновании повышения тарифов можно сделать вывод: государство пытается показать, что с помощью роста тарифов утильсбора оно преследует две цели. Первая - поддержка и развитие отечественного автопрома. Вторая - стимулирование иностранных брендов к переносу производств в Россию, - комментирует Антон Шапарин.
Сработает ли? В АвтоВАЗе уверены - да. В компании сообщили, что повышение утильсбора станет весомым стимулом для иностранных брендов, чтобы развивать производство на территории нашей страны и создавать партнерские проекты с российскими производителями.
«Эти шаги позитивно скажутся на развитии отечественного автопрома и смежных отраслей промышленности», - говорится в заявлении АвтоВАЗа.
Вот только эксперты смотрят на ситуацию скептически.
- Во-первых, строительство новых заводов в текущих условиях попросту нерентабельно, - поясняет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. - Во-вторых - и это главное! - все опасаются санкций за развитие производства в России.
Кроме того, власти Поднебесной негласно запретили своим автогигантам строить заводы за рубежом. Боятся утечки технологий и не хотят лишать работы местных жителей. Так что предприятие бренда Haval, запущенное в Тульской области в 2017 году, скорее всего, так и останется у нас единственным в своем роде. По крайней мере в обозримом будущем.
- Что касается поддержи отечественного автопрома, то она выражается лишь в одном - фактически в «убийстве» конкурентов, - добавляет Антон Шапарин. - АвтоВАЗу станет проще бороться за покупателей, ведь цены на китайцев вырастут. Но рассчитывать на то, что полученные средства будут всецело направлены на разработку новых моделей, развитие технологий, инновационные разработки - увы, не приходится.
- Дай-ка я тебя немного локализую!
Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП
По приблизительным оценкам, в 2025 году утильсбор пополнит казну на 980 млрд рублей. Рост к текущим показателям с учетом новых тарифов составит 440 млрд. Колоссальные суммы! Но, как говорилось в ответе Минпромторга, эти средства «являются доходом федерального бюджета». А как их потратят - четкого ответа нет.
- Собственно, главный смысл повышения утилизационного сбора - пополнение государственной казны, - говорит Антон Шапарин. - А дальше государство тратит деньги по своему усмотрению. Прямого отношения к автомобильной отрасли эти финансы не имеют. Хотя мы просили «подсветить» цели, куда пойдут средства. Чтобы конечный потребитель - а он страдает прежде всего - хотя бы понимал, ради чего стоит сейчас потерпеть.
Разумеется, столь резкий рост тарифов утильсбора скажется на цене машин. Необязательно прямо с 1 октября - в салонах пока не торопятся переписывать ценники. В том числе потому, что успели пополнить запасы и завезти достаточно машин до повышения ставок. Так что рост будет постепенным. Но он будет однозначно.
- Тут все зависит от политики китайских компаний, - анализирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - Есть информация, что ряд дилеров уже получили письма от представительств китайских компаний, в которых сообщается: с 1 октября прайс-лист на модели отдельных брендов повысится на 5 - 7%. Не так значительно, как вырастет утильсбор. Да и не факт, что их правда уже завтра повысят.
- Цены на отечественные марки тоже вырастут, - добавляет Антон Шапарин. - Думаю, в половину от того, насколько прибавят китайские бренды.
В любом случае, по прогнозам экспертов, стремительный рост рынка остановится. Возможно, наступит спад продаж. И больнее всего рост тарифов ударит по самому массовому сегменту - автомобилям за 2 - 3 миллиона рублей.
- Это, как правило, машины с двигателем объемом до 2 литров, а значит, ставка утильсбора с 1 января для них вырастет в сумме на 367 000 рублей по сравнению с нынешней. То есть на 15 - 20% от общей цены, - признает Антон Шапарин. - Учитывая, что такие автомобили берут не самые богатые люди и в большинстве случаев в кредит, столь резкое увеличение стоимости пережить будет сложно.
Важно
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН. Перейти в Фотобанк КП
А КАК У НИХ?
Утилизационный сбор введен во многих странах мира. Исключение из основных рынков составляют разве что США, где еще с середины XX века сформировалась мощная инфраструктура по переработке старых машин, которая превратилась в самостоятельный, очень прибыльный бизнес. Там ни владельцы, ни производители дополнительных расходов за утилизацию не несут.
В Евросоюзе утилизационный сбор ввели в 2000 году. Там он составляет примерно 100 евро (зависит от страны) и уплачивается первым владельцем машины. В 2005 году похожую практику внедрили в Японии - там разовая плата за последующую переработку автомобиля колеблется в диапазоне 70 - 180 долларов. А, например, в Норвегии сбор представлен в виде залога - первый владелец машины платит 300 евро, последний при сдаче автомобиля на утилизацию получает эти деньги обратно.
МНЕНИЯ
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
- Надо ли защищать отечественную промышленность? Конечно, надо. Не все можно купить за рубежом. Наверное, необязательно выращивать в России бананы с кокосами, но если речь идет о ключевых направлениях - легкая и тяжелая промышленность, станкостроение, тут поддержка на государственном уровне лишней не будет.
Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат»:
- В нынешних реалиях эта мера уже не работает. Мало того что западные бренды ушли. Так и китайцы к нам не торопятся, прекрасно понимая: организуя производство в России, они могут попасть под вторичные санкции и потерять доступ к более важным и ценным рынкам США и Европы. И в этом смысле повышение тарифов утильсбора уже не сработает. Ни как кнут, ни как пряник. А вот на что он повлияет - так исключительно на рост цен на машины.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Что такое локализация?
Расчет уровня локализации ведется по сложной формуле, утвержденной (и постоянно корректируемой) Минпромторгом. Учитывают все - от участия российских инженеров в разработке модели до количества деталей, произведенных в стране и использованных при сборке автомобиля. У каждой позиции есть свой удельный вес, выраженный в баллах. Их максимальное количество - 7000.
Справедливости ради - максимальные 7000 баллов недоступны даже для АвтоВАЗа. Полностью без иностранных компонентов мы пока не обходимся. Так, уровень локализации Lada Vesta составляет 5002 балла. Но этого хватает с запасом, чтобы получить 100% компенсацию утильсбора. Ведь для нее достаточно всего 2500 баллов.