«Потому что в ипотеке предметом залога является квартира. В случае чего, чтобы банк избежал потерю залога. То есть для банка вы готовы это делать, а для самих себя нет?! Я считаю, что это какая-то абсолютно необоснованная логика. Это не дополнительная статья расходов. Это предупреждение против потенциально следующей катастрофы», сказал Канат Шарлапаев на пресс-конференции в правительстве.
Он отметил, что страховать своё жильё нужно будет только тем, у кого оно находится в зоне подтопления.
«Мы не говорим про каждый дом. Но у нас существуют объекты, которые построены, извините, в пойме реки. (...) И не все из них, вот как вы говорите, принадлежат людям, у которых тяжёлая жизненная ситуация. Поверьте мне. Я видел 300-400 метровые двухэтажные особняки капитального строительства с очень хорошими условиями. И эти люди тоже не страховались, прекрасно понимая, где они находятся. Они тоже получили помощь от государства в возмещении ущерба», добавил он.
На этой же пресс-конференции вице-премьер-министр Канат Бозумбаев отметил, что идея по страхованию жилью от паводков принадлежит ему. Пока этот механизм только разрабатывается.
«Мы рассматривает с нашим финрегулятором этот вопрос. Сейчас работают Всемирный банк и Азиатский банк развития. Мы международный опыт учитываем. Конечно, доходы населения будут приниматься во внимание однозначно. Нельзя заставить человека заплатить за страховку несколько миллионов, если его дом стоит всего 20 млн. Рассматривается и вариант, что какой-то государственный фонд страхования появится. Мы к концу об этом доложим, варианты отработаем», сказал Канат Бозумбаев.
В результате паводков было подтоплено порядка 17,6, тысяч домов и дачных строений, являющихся единственным жильем для пострадавших. По результатам обследований независимыми оценочными компаниями и комиссиями 9 156 домов подлежали ремонту, а 8 447 домов были признаны аварийными.