Актер Роман Мадянов
Фото: Борис КУДРЯВОВ. Перейти в Фотобанк КП
Роман Мадянов был одним из лучших российских артистов. Точка. Доказательством служит хотя бы звягинцевский «Левиафан»: у него там не главная, но очень важная роль коррумпированного негодяя-мэра, и у меня при первом просмотре было ощущение, что Мадянов своей игрой задавливает всех остальных актеров (а в «Левиафане», между прочим, снимались Алексей Серебряков, Елена Лядова и Владимир Вдовиченков). За «Левиафана» он получил «Нику» - уже четвертую в своей карьере: до того были награды за фильмы «Дикое поле», «Петя по дороге в Царствие небесное» и «Жила-была одна баба». Немногие актеры могут похвастаться таким профессиональным признанием.
При этом, разумеется, «Дикое поле» или «Петю» видели немногие; большинство некрологов сейчас озаглавлено «Не стало звезды сериала «Солдаты». Что делать, образ подполковника Колобкова, которого он изображал в восьми из семнадцати сезонов «Солдат», прилип к нему намертво. Сам он относился к этому спокойно, но в других долгоиграющих сериалах, особенно в ситкомах, с тех пор играть отказывался наотрез. Во-первых, это отнимало бы слишком много времени, - точнее говоря, все время. Во-вторых, «согласившись сниматься в ситкоме, ты автоматически получаешь клеймо, от которого избавиться потом будет очень сложно. Ничем не отмоешься. Не то, что ты будешь играть плохо - ты будешь играть хорошо, и все-таки… Колобкова мне хватило. «Солдаты» - не классический ситком, а просто большой телевизионный сериал, я его прошел, я смог, но там между съемками хотя бы можно было дышать - я умудрился не только на Колобкове зависнуть, все-таки еще и другие картины выпускал».
Фото: кадр из фильма
Он родился 22 июля 1962 года в подмосковном Дедовске. По собственным словам, рос дворовым пацаном, много дрался - и как-то в промежутке между двумя драками его заметил ассистент режиссера. И произнес шаблонную фразу: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» «Мне было не до этого, - рассказывал Роман Сергеевич, - додраться же надо!» Но в итоге он снялся в эпизоде телефильма о школьниках и преподавателях «Перевод с английского». И оттуда угодил на съемочную площадку картины Георгия Данелия «Совсем пропащий», где играл уже главную роль - Гекльберри Финна. Гуляет легенда, что 11-летний Мадянов убедил жителей города Николаева, где шли съемки, что его чернокожий партнер по фильму Феликс Имокуэде (он играл негра Джима) - внебрачный сын Патриса Лумумбы и Анджелы Дэвис, причем местные жители все, как один, принимали это за чистую монету. (На самом деле отец Феликса был миллионером. По словам Данелия - банкиром и владельцем железных дорог Нигерии. «У этого папы — четыре сына. Один учился в Сорбонне, другой в Оксфорде, третий в Гарварде, а четвертого, Феликса, он отправил к нам, на всякий случай». Но об этом Роман не знал, - когда происхождение чернокожего артиста вскрылось, Данелия попросил его на всякий случай никому об этом не рассказывать).
Потом было еще несколько главных и второплановых ролей детей и подростков - в «Весенних перевертышах», «Анискине и Фантомасе», «Длинном, длинном деле», «Додумался, поздравляю!», «Кадкина всякий знает». Он снимался с лучшими советскими актерами - Михаилом Жаровым, Евгением Леоновым, Георгием Бурковым, Виктором Павловым, Львом Дуровым, Николаем Гринько. А потом исчез из кино на 11 лет: окончил ГИТИС, отслужил в армии, работал в театре. И только в 1989-м вернулся, сыграв в фильме Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация» лучшего друга сыщика-любителя (Дмитрий Харатьян), владельца шикарного кооперативного туалета, в итоге оказывающегося негодяем. (Узнать в этом персонаже Мадянова-подростка было так же трудно, как сейчас узнать в нем героя «Левиафана»).
Фото: кадр из фильма
Настоящий расцвет пришел к нему с возрастом, уже после сорока: сначала пошли сериалы («Есенин», где он играл Сергея Кирова, в «В круге первом», где играл министра МВД Абакумова, а еще - «Участок», «Сыщики», «Убойная сила», «Даша Васильева», «Охота на изюбря»...) и кинофильмы (от «Копейки» Ивана Дыховичного до «12» Никиты Михалкова, от «Королева» Юрия Кары до «Пассажирки» Станислава Говорухина). Работал он невероятно много - помимо съемок, активно играл в театре. И при этом настаивал, что его жизненный принцип - никогда не идти на компромиссы, в частности, не играть вполсилы, как бы тяжело ни приходилось перед камерой или на сцене.
Он давал много интервью. В большинстве все рано или поздно скатывалось на рыбалку - для Романа Сергеевича это был не только главный способ восстанавливать силы, но чуть ли не главная страсть в жизни, и об этом он готов был говорить часами («Лучше плохая рыбалка, чем хорошая работа!» - утверждал он, а на машину наклеил стикер «Лучше бы я сейчас был на рыбалке!») Я с ним общался один раз, два года назад, под Тобольском, на съемках сказки «По щучьему велению», где он играл царя. Порыбачить на Иртыше ему из-за погоды не удалось, но, похоже, он не был сильно расстроен. Говорил, что актерская профессия - тяжелая, что трудно сидеть целый день с наклеенной царской бородой и ждать команды «Мотор!», ругаясь на тучи, некстати заслонившие солнце и срывающие съемку. «Тем не менее, усталость, которая приходит после этих съемок, она такая… хорошая».
Фото: кадр из фильма
Еще я спросил, не было ли у него желания сыграть не характерную, а центральную драматическую роль, если уж говорить о царях, - Лира или Клавдия? Он ответил: «Не знаю. У меня есть театр, у меня есть кино. В этом году - шикарный клубок юбилеев. Мне 60 лет, 50 лет я снимаюсь в кино, 40 лет играю в театре, 30 лет с женой. Чего мне еще надо?.. Я еще в юности мечтал: вот хотя бы солдата Швейка сыграть… И вот в 1980 году поступил в ГИТИС, а в 1982-м сыграл на сцене Швейка. Был роскошный спектакль. И что - на этом карьеру заканчивать, что ли? Я играл Шекспира, когда учился, в отрывках - и Ричарда III, и все, что полагалось. Но не всякий артист по складу своего характера, по таланту, по имиджу, по энергетике подходит на знаменитые роли, которые существуют в мировом репертуаре. Если я не тяну на героя-любовника, зачем мне пыжиться и лезть туда, куда мне заказан вход? Надо стараться выжать максимум из того материала, который к тебе приходит. У 200 с лишним ролей, в некоторых проявлялись и короли Лиры, и Макбеты, причем такое случалось очень часто… Так что меня в этом плане все устраивает».