Психолог Бодрова объяснила, как действовать, если ребенка обижают одноклассники
Фото: Shutterstock.
Дождались. Проблемой школьного буллинга (так теперь называют травлю) даже в Госдуме озаботились - готов законопроект, в котором прописано, как наказывать виновных, как достучаться до их родителей, как защищать жертв травли. Между тем, психологи настаивают: травля затягивает в омут не только агрессора и жертву, но даже тех, кто просто стоит в сторонке и наблюдает. Да, именно так. Случаи травли травмируют не только саму жертву, что понятно. Но и того, кто травит (он получает на самый хороший опыт), и того, кто становится свидетелем – а может, надо было вмешаться? Я тут при чем, пусть сами разбираются. А если в следующий раз я подвернусь школьным заводилам? Эти мысли, будучи даже непроговоренными, ставят в душе отметки, которые потом не вытравить.
И самая большая беда в том, что мы, родители, зачастую недооцениваем ситуацию и не вмешиваемся вовремя. Педагог и психолог Ольга Бодрова назвала пять типичных родительских заблуждений о буллинге, который способен сломать жизни наших детей.
Не совсем так. Травля - это систематическое унижение. Постоянное подшучивание, подначивание, издевки – тоже травля. Или когда игнорируют: ребенок заходит в класс, и все замолкают, отворачиваются, не отвечают, если он обратится, исключают из чатов. Когда перебрасывают друг другу шапку ребенка и смеются. Все это примеры буллинга. Когда бьют, оскорбляют, отбирают вещи и деньги - это уже преступления. И наказывают за них отнюдь не двойкой по поведению. Детям нужно объяснять, к каким последствиям могут приводить их действия. Страх наказания у нас на подкорке, так что не стоит недооценивать профилактические беседы.
Считается, что жертвами становятся какие-то “не такие” дети - некрасивый, слабый, слишком умный. Или ведет себя как-то не так - вспыльчивый, не слушает учителей. И тогда вроде как справедливо, что класс ополчился против задиры.
На самом деле объектом травли может оказаться любой - и красивый, и спокойный. И взрослым важно понимать самим и доносить до детей мысль, что никто никого не имеет права обижать и травить. Каждый из нас может выглядеть по-своему, одеваться и даже вести себя так, как хочется. И если это не противоречит закону, нужно проявлять вежливость и адекватное отношение.
Родители жертвы нередко испытывают разочарование в своем ребенке. “Подбадривают” в духе “Ты что, слабак? Дай в морду этому Кольке! Сразу отстанет!”
Или считают, что сейчас ребенок поплачет, зато потом сильнее станет! Школа жизни, мол, закалка. Нет, слезы и обиды никого не делают сильнее. Особенно детей ранит, когда самые близкие люди их не слышат, не понимают, не придают значения их проблемам, не верят, не защищают. Тогда копится агрессия, и выплеск может случиться какой угодно - обиженный придет в класс с молотком, станет зацепером и т.д. То есть правильная реакция - выслушать, поддержать, защитить, заверить, что проблема не в тебе, а в том, кто обижает.
В травле участвуют не только жертва и агрессор, но и те, кто просто наблюдает. И страдают тоже все. Жертва получает опыт унижения и беззащитности, обидчики - иллюзию безнаказанности, силы, правоты. А зрители - опыт бессилия и тягостное ощущение, что ты плохой человек. Ведь все видел и понимал, но не вмешался, промолчал. И эта травма может засесть глубоко и портить жизнь очень долго. Так что бить в колокола нужно даже если именно вашего ребенка не обижают. К тому же в классе, где происходит травля, еще и успеваемость обычно падает.
И снова нет. Буллинг - это не конфликт между двумя школьниками, и сами дети ситуацию не разрулят, не смогут. Важно, чтобы взрослые вовремя заметили проблему и начали ее решать. Законными способами. В школе за порядок и психологический климат отвечают директор, завуч, классный руководитель. К ним и нужно обращаться за помощью. Разговаривать с учителями, говорить о конкретных фактах (все проявления травли фиксировать: дата, время, что произошло). Если не помогает, писать заявление директору, обращаться в гороно, прокуратуру. Возможно, придется забрать ребенка из школы на время или даже перевести в другую.